Проповедь митрополита Кирилла при постриге послушницы Иоанно-Мариинского женского монастыря

«Сердечно приветствую всех в этом храме, некогда славной Иоанно-Мариинской обители. Замечательно, что сегодня эта обитель вновь возрождается. Ведь когда-то, более 100 лет назад, когда здесь ещё ничего не было, по благословению архипастыря пришли первые насельницы, и возросла обитель до 2 тысяч монашествующих, имела прекрасный вид, много корпусов, и храмов, и сады, и различные замечательные мастерские: иконописные, швейные, золотошвейные, и поставляла монахинь во игумении в другие кавказские монастыри. Но всё это было не сразу. А сегодня новая страница в истории этой обители. И эту новую страницу пишут сегодня матушка Иоанна, сестры, которые здесь уже трудятся немало лет. И эту страницу, уже как монахиня, с сегодняшнего дня начинаешь писать и ты.

Конечно, сегодня было сказано не случайно, что надо оставить прежнюю мирскую жизнь, о которой будет дьявол тебе напоминать. Привычки, мирские обычаи, грехи и некоторые слабости, которые не являются греховными для мирских людей, для монашествующих греховны. Дьявол будет постоянно этим искушать и, поскольку ты провела значительную часть своей жизни в других условиях, то будет казаться, что вокруг всё не так. Но ты своим вольным желанием подошла к монашеской жизни, безусловно, уже весьма в зрелом, сознательном возрасте.

Как сказано сегодня было в молитве, молитвой и постом милостивляется Бог, а если Он будет милостивым к нам, то нам ничего не страшно. Так вот, нужно молитвой и трудами умилостивлять Его, как это и делали великие наши подвижники. И, конечно, помимо молитвы и поста есть три обета, которые дает приходящий в монастырь человек: обет оставления мира и послушания, обет целомудрия и обет нестяжания. И если эти три обета будут постоянно находиться в голове и в сердце, то в таком случае они помогут монахине быть достойной и принести пользу Церкви и своей душе.

Конечно, послушание дается очень непросто, мы легко порой говорим, что готовы слушаться, как и дети обещают родителям, что будут слушаться, но вновь и вновь нарушают это свое обещание. И мы часто, будучи уже взрослыми, даем обещание слушаться Бога, а в данном случае — обещание слушать старших сестер, священников, но в первую очередь, конечно, настоятельницу.

Но проходит время, и нам кажется, что в одной ситуации мы должны слушаться, а в другой слушать не надо. Это происходит потому, что примешиваются наши мирские обычаи. Нам кажется, что это несправедливо по отношению к нам. Но ведь в молитвах читалось: тесноту, гонений, уничижений, а откуда же будут уничижения? Конечно, от людей. Конечно, возможно, эти гонения будут и от самих сестер. У каждого свой характер, свое настроение, возраст, болезни. И, конечно, нам часто кажется, что, если благословит настоятель или настоятельница почитать молитву или ещё что-то делать, то это послушание, а вот ухаживать за какой-то больной монахиней, которой и так досаждают, или очищать какие-то нечистые места, что не очень удобно вроде бы делать, ведь есть на это послушницы, а монахиню, уже и в возрасте поставили на это послушание. И игуменья говорит: «Терпи». Это не вписывается в наш человеческий разум, в наше понятие справедливости, в наши привычки, которые у нас были, пока мы находились в миру.

А здесь надо смиряться, более того, сказать: «Я достойна того, чтобы ко мне так относились, потому что у меня столько грехов». Вот это называется подлинное послушание и смирение. Господь ведь говорит: «Если вы будете любить любящих вас, какая вам награда?» Это обычные наши человеческие принципы.

И я очень надеюсь, что, читая Священное Писание, читая молитвы, соблюдая пост, ты будешь духовно с Божьей помощью преуспевать.

Поздравляю, желаю крепости сил, помощи Божией потрудиться, на сколько ещё хватит сил».

Комментирование запрещено